ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

Речевое развитие детей

«Как помочь ребенку запомнить буквы»

Как хорошо уметь читать! Умение читать начинается с изучения букв и звуков. Но как помочь ребенку запомнить их? На первоначальном этапе запоминания букв лучше не углубляться в понятия «звук- буква». Нужно говорить о буквах, произнося их звуками : не «бэ», а «б», не «эр», а «р». При этом произносить их быстро и кратко. Так ребенок быстрее овладеет навыком слияния звуков (букв) в слоги. При изучении букв не нужно использовать азбуки, в которых буква подкреплена только одной картинкой, так как при узнавании буквы ребенок сначала вспоминает картинку, а потом уже название буквы, а иногда и только картинку. Придумывая с ребенком слова с заданного звука, называйте несколько слов, а не одно, чтобы буква не ассоциировалась у него с каким-либо определенным предметом. Тренироваться выделять первый звук в слове лучше начинать со слов, где гласные «а», «о», «у», «э» в начале и под ударением (Аист, Ослик, Утка, Эхо и так далее), после можно попробовать выделять согласные, не участвующие в слоге-слиянии (к-рот, т-рактор и т. п.).

Игры, способствующие запоминанию букв


1. Игра «Покажи букву» Изобразить заданные буквы с помощью пальчиков, ладошек и всего тела. Выложить букву из любого материала: шнурков, ленточек проволоки, счетных палочек, мозаики, бусин, пуговок, спичек, камушков, карандашей , лапши, конфет, сушек. А еще можно слепить из пластилина, соленого теста, и нарисовать пальчиком и гуашью по бумаге или по крупе, рассыпанной на подносе тонким слоем.
2. Игра «Найди и назови букву» Из картона вырезать буквы. Картонные буквы прикрепить к разным предметам в общей комнате или комнате ребенка, где вы с ним занимаетесь. Принцип прикрепления таков: с какой буквы начинается название предмета, такая и буква прикрепляется. Например: «шкаф» — «ш», «стол» — «с», «тумба» — «т», и так далее. Можно некоторые буквы оставить мамы, папы, брата. Например: «Алла» — «А», мама, «Коля» — «К», папа, нарисовать портреты родственников к этим буквам. Очень полезно находить в окружающей обстановке предметы , похожие на буквы, а также дорисовывать буквы, «превращая» их. Буква «с» похожа на месяц, «о»- на обруч, «п» -на ворота. Можно находить знакомые буквы в вывесках на улице, в книгах с крупным шрифтом.
3. Игра «Архитектор» Приготовить карточки из бумаги и на каждой карандашом нарисовать контур буквы, а ребенок пусть ее раскрасит. Каждую карточку разрезать на 2-4 части и перемешать, а ребенка попросить сложить букву и назвать ее.
4. Игра «Дорисуй букву» Для каждой буквы создается образ. Например, букве «а» дорисуем трубу, двери, окно — получится «дом». Буквы должны быть крупные.
5. Игра «Узнай букву» Ребенок должен узнать и обвести буквы, написанные точками.
6. Игра «Что неправильно» Ребенок находит буквы в ряду, которые написаны неправильно.
7. Игра «Найди и подчеркни» Предложите ребенку найти и подчеркнуть( обвести кружком) определенную букву в тексте. Можно использовать для этой игры ненужные газеты, рекламные листы. Шрифт должен быть крупным
8. Игра «Алфавитный дартс» Повесить на стену плакат – азбуку. Бросая небольшой мячик в определенную букву, назвать ее.
9. Игра «Магнитная азбука» Прикрепить ее можно, например, на холодильнике и выполнить такие упражнения: «Угадай, какая буква», «Какой буквы не стало?», «Какая буква лишняя?», «С какой буквы начинается слово....»
10. Обучающие компьютерные программы, мультфильмы, песни, стихи о буквах, яркие книги-азбуки, раскраски также помогают запоминать буквы .

 

Подготовила педагог-психолог Л.С. Естехина

 

«О дыхании»


Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из лёгких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создаёт условия для поддержания нормальной громкости речи, чёткого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности. Нарушения речевого дыхания могут быть следствием общей ослабленности, аденоидных разращений, различных сердечно-сосудистых заболеваний и т. д. Упражнения для развития речевого дыхания. Малыши, имеющие ослабленный вдох и выдох, как правило, говорят тихо и затрудняются в произнесении длинных фраз. При нерациональном расходовании воздуха нарушается плавность речи, так как дети на середине фразы вынуждены добирать воздух. Часто такие дети недоговаривают слова и нередко в конце фразы произносят их шёпотом. Иногда, чтобы закончить длинную фразу, они вынуждены говорить на вдохе, отчего речь становится нечёткой, судорожной, с захлёбыванием. Укороченный выдох вынуждает говорить фразы в ускоренном темпе, без соблюдения логических пауз. Правила выполнения дыхательных упражнений. Внимание! Выполняйте упражнения в проветренном помещении или на улице (в теплое время года). Вдох надо делать через нос, плечи не поднимать. Следить, чтобы, выдыхая воздух, ребёнок не надувал щёки. (Если это происходит, взрослый может придерживать их пальцами.) Выдох должен быть длительным, плавным. Важно, чтобы ребёнок дул с силой (а не просто выдыхал). Воздушная струя должна быть узкая, холодная. Если воздушная струя тёплая, рассеянная и слышится звук, похожий на [X], значит, ребёнок дует неправильно. Не переусердствуйте! Достаточно 3—5 повторений. Многократное выполнение дыхательных упражнений может привести к головокружению. После каждого упражнения давайте ребёнку отдохнуть. Регулярное выполнение дыхательных упражнений позволит предупредить возникновение простудных заболеваний!


Примеры дыхательных упражнений


«Дудочка» Упражнение «Дудочка» для развития речевого дыхания. Ребенку предлагается поиграть на дудочке или подуть в свисток с разной силой, для получения звучания разной силы.
«Загони мяч» Упражнение «Загони мяч» для развития речевого дыхания. Вытяни губы трубочкой и с силой дуй на ватный шарик на столе, стараясь загнать его в «ворота» (между двумя карандашами).
«Фокус» Развитие речевого дыхания.1. Сделай «чашку» (боковые края языка прижми к верхней губе, посередине остается желобок). 2. Положи маленький кусочек ватки на кончик носа. 3. Сделай вдох через нос. 4. Сильно дуй через рот на ватку, чтобы она полетела вверх.
«Одуванчик» Упражнения для развития речевого дыхания.
Ветер дул на одуванчик
— Разлетелся сарафанчик.
Вытянуть губы вперёд трубочкой и длительно дуть на ватный шарик, зафиксированный на ниточке.
«Сдуй снежинку» Упражнения для развития речевого выдоха
Снег, снег кружится,
Белая вся улица!
Собрался мы в кружок,
Завертелись как снежок.
Улыбнись, немного высуни язык и положи его широкий край на нижнюю губу. Сделай вдох через нос и, как бы произнося долго Ф-Ф-Ф, сдуй ватный шарик — «снежинку» с ладони. Повтори три-четыре раза, следя, чтобы не надувались щёки. (Главное, чтобы ребёнок произносил звук, похожий на [Ф], а не на [X], т. е. воздушная струя должна быть узкая, а не рассеянная).
«Вертушка» Упражнения для развития речевого дыхания.
Дуют дети на вертушку.
Очень славная игрушка!
Крутится, вращается,
Детишкам очень нравится!
Длительно произносить звукосочетание «ФУУУУУУ».
«Кораблик» Развитие речевого выдоха.
По волнам корабль плывёт.
Ты вдохни, надуй живот.
А теперь ты выдыхай,
И кораблик опускай.
Руки положить на область диафрагмы. Плавно и неторопливо вдохнуть носом и ртом так, чтобы верхняя передняя стенка живота выпятилась вперёд, поднимая руки. Выдох производится через рот плавно и по возможности полнее. При этом живот опускается и в конце выдоха втягивается. Для контроля ротового выдоха рекомендуется произносить звуки «шшшш...» или «ффф...».
«Мыльные пузыри» Развитие речевого выдоха.
Взял соломку Игорёк,
Надул мыльный пузырёк.
Имитировать длительный выдох через узкую трубочку. Для формирования навыка ротового выдоха полезно надувать мыльные пузыри.
«Бабочка» Развитие речевого дыхания.
Бабочка-коробочка,
Полети на облачко,
Там твои детки
– На березовой ветке!
Вырежьте из бумаги несколько бабочек. К каждой бабочке привяжите нитку на уровне лица ребенка. В данном комплексе используется сочетание дыхательных и физических упражнений, при выполнении которых возрастают объем и глубина дыхания, сила и выносливость дыхательных мышц, координируются и ритмизируются общие и дыхательные движения, и в целом улучшается функциональная деятельность всех органов и систем организма.
«Надуй шарик» Развитие речевого дыхания
Вот мы шарик надуваем,
А рукою проверяем:
Шарик лопнул — выдыхаем,
Наши мышцы расслабляем.
Выбрать удобную позу (сидя, стоя), положить одну руку на живот, другую — сбоку на нижнюю часть грудной клетки. Сделать глубокий вдох через нос (живот при этом немного выпячивается вперед, а нижняя часть грудной клетки расширяется, что контролируется одной или другой рукой). После вдоха сразу же произвести свободный, плавный выдох (живот и нижняя часть грудной клетки принимают прежнее положение).
«Наклоны» Выполняется стоя, ноги вместе, руки опущены. Поднять руки вперед вверх — глубокий вдох (надуть живот), опустить руки вниз и, отведя их назад, наклониться вперед — полный выдох (живот втягивается).
Развитие речевого дыхания.
Долго дятел дуб долбит (руки вперед вверх).
Клювом дятел дуб долбит (руки вниз назад):
Тук, тук, тук, тук, тук, тук (руки вперед, вверх).
Пауков найдет он тут (руки вниз назад).

«Повороты» Выполняется стоя, руки на поясе, повороты туловища в стороны, влево поворот — вдох, вправо — выдох.
Развитие речевого дыхания
Боком-боком, боком-боком
Ходит галка мимо окон.
Ветром вся взъерошена,
Снегом запорошена.
«Ветер дует» Стоя, спокойно вдохнуть через нос и также спокойно выдохнуть через рот.
Я подую высоко (руки поднять вверх, встать на носки, подуть),
Я подую низко (руки перед собой, присесть и подуть),
Я подую далеко (руки перед собой, наклон вперед, подуть),
Я подую близко (руки положить на грудь и подуть на них).

 

 

Подготовила логопед-психолог Т.Д. Инькова

 

 

НЕНОРМАТИВНЫЕ ВЫРАЖЕНИЯ В ДЕТСКОМ ЛЕКСИКОНЕ


С расширением круга общения ребёнок начинает приобре¬тать много нового. И не всегда это новое – хорошее. Один из таких далеко не радостных моментов – бранные слова. Ус¬лышав от своего ребёнка такое «новшество», взрослые часто теряются и не знают, как себя вести в таких ситуациях. Опра¬вившись от шока, родители выбирают один из следующих вариантов.


Вариант 1. Ругаем. «И в кого только он пошёл?..» – удивляются часто родители. Чтобы понять это, нужно просто понаблюдать за своими манера¬ми, своим стилем поведения. Ведь часто случается так, что, не за¬мечая своих особенностей Поведения, мы отслеживаем их в по¬ведении своих детей. Задумайтесь, являются ли характерными для вас несдержанность, агрессивность, излишняя эмоциональ¬ность? В этом случае действуйте по принципу «начни с себя».
Вариант 2. Оставляем без внимания («Ничего не про¬изошло!»). Оправдываясь тем, что на таких словах не следует акценти¬ровать внимание, что ребёнок сам их забудет, родители отчасти правы. Но какая гарантия того, что, однажды забыв эти выраже¬ния, ребёнок не вспомнит их в самый неподходящий момент?.. Также взрослым надо понимать, что логика детей отличается от логики взрослых. Поразмыслив, малыш, скорее всего, придёт к выводу, что если вы никак не реагируете на эти слова, то так оно и должно быть.
Вариант 3. Запугивание («Будешь ругаться – язык отре¬жу!»). Это очень эффективный способ, особенно при необходимости немедленного воздействия. Но имеет два очень больших мину¬са. Во-первых, с возрастом всё труднее будет найти действенный персонаж запугивания, а во-вторых, в случае ненормиро¬ванного использования этот метод может спровоцировать появ¬ление и развитие невротических состояний. Особенно «попу¬лярны» у родителей медицинские процедуры: уколы, хирурги¬ческие операции и т. д. В этом случае не стоит удивляться тому, что при очередном посещении медицинского кабинета у ребёнка начнётся истерика.
Вариант 4. Объяснение. Самый эффективный, но самый трудный способ, так как требует больших усилий и чёткой последовательной тактики. Столкнувшись с тем, что ваш ребёнок включает в свою речь не¬цензурную лексику, сразу объясните малышу твёрдым тоном, что данные выражения используются или хулиганами, или глу¬пыми маленькими детьми; ни тех, ни других в приличные места не пускают. Дайте ребёнку возможность сделать свой выбор!


Одна из причин, по которой дети начинают ругаться, – это желание привлечь к себе внимание. Получив в свой арсенал хо¬роший способ шокирования взрослых, а тем самым возможность попасть в центр внимания, ребёнок будет пускать его в ход всё чаще и чаще. Во-первых, постарайтесь найти приемлемый спо¬соб самоутверждения для ребёнка. Во-вторых, сразу давайте «обратную связь» – спокойно, но твёрдо отрицательно. Необхо¬димо показать малышу, что у окружающих пропадает всякое желание общаться с ним, когда он кричит и ругается. Тем самым вы сможете позаботиться о психогигиене, а также душевном по¬кое как вашем, так и вашего ребёнка.

Средства развития мелкой моторики рук у детей с нарушением речи.
У большинства детей дошкольного и младшего школьного возраста с нарушением речи специальными исследованиями выявлен недостаточный уровень сформированности не только крупной моторики, но и тонких движений кистей и пальцев рук. Отставание в развитии тонкой моторики рук у дошкольников препятствует овладению ими навыками самообслуживания, затрудняет манипуляции различными мелкими предметами, сдерживает развитие некоторых видов игровой деятельности.
Всё это обусловливает необходимость специальной целенаправленной работы по коррекции и развитию тонких координационных движений рук и ручной ловкости в целом для данной категории детей. Формирование двигательных функций происходит в процессе взаимодействия ребёнка с окружающим предметным миром, через научение в процессе его общения с взрослыми. Кроме того, двигательная активность ребёнка, способствующая развитию тонких движений кистей и пальцев рук (ручной ловкости), оказывает стимулирующее влияние на речевую функцию ребёнка, на развитие у него сенсорной моторной сторон речи. Словесное сопровождение со стороны взрослого предметных действий ребёнка с называнием предметов, их свойств, назначения и обозначением в пространстве, последовательности в характере выполняемых действий способствует освоению родного языка и развитию собственной речи ребёнка. Кроме того, действия с предметами в отличие от обычных гимнастических упражнений осознаются и принимаются детьми благодаря их наглядности и практической направленности как необходимые им. У детей повышается мотивация к таким занятиям, проявляется осмысленность при выполнении заданий. Для развития тонкой моторики рук можно использовать различный спортивный инвентарь и некоторые мелкие предметы : скакалки, мячи, гимнастические палки, кольца, палочки, флажки, утяжелённые мешочки. Знакомство детей с новыми упражнениями осуществляется на физкультурных занятиях. Дальнейшее формирование тонких движений рук, совершенствование двигательных навыков осуществляется во время гимнастики, физминуток, прогулки. Значительное место в работе с детьми по развитию тонкой моторики рук отводится упражнениям с малыми мячами: разными по размеру, материалу, расцветке, фактуре, структуре, функциональному назначению. Такое многообразие малых мячей, во-первых, позволяет учитывать индивидуальные, возрастные, физические особенности ребёнка; во-вторых, через мышечное чувство, зрительную и тактильную чувствительность в процессе действий ребёнок научается сравнивать предметы; в-третьих, дети знакомятся с названиями конкретных действий, различных признаков и свойств предметов, а позднее могут
самостоятельно дать развёрнутое описание разных мячей и выполняемых с ними манипуляций.
На начальном этапе вместо мяча можно использовать утяжелённый мешочек, заполненный сыпучим материалом (желательно не песком). Мешочек наполняется не слишком плотно, он не должен быть тугим. Мешочек удобнее, чем мяч, ловить одной рукой, при падении на пол он не укатывается, ребёнок лучше чувствует его в руке.

Можно выполнять такие упражнения.
Упражнения в перекладывании предмета.

1.Основная стойка, мешочек в правой руке. На счёт 1-2 - руки в стороны -вдох; 3-4 - руки вниз перед собой (или за спину), мешочек переложить в левую руку - выдох. То же, мешочек в левой руке.
2.Основная стойка, мешочек в правой руке. На счёт 1 - руки в стороны; 2 -правую согнутую ногу поднять, спина прямая; переложить мешочек под коленом в левую руку; 3 - руки в стороны, ногу опустить; 4 - исходное положение. То же, но согнуть и поднять левую ногу.
3.Положение сидя, ноги врозь, мешочек в правой руке у бедра. На счёт 1 -руки в стороны - вдох; 2-3 - наклон к левой ноге, переложить мешочек в левую руку - выдох; 4 - и.п. То же, наклон к правой ноге.
4.Упражнения в подбрасывании предмета, перебрасывании и ловли (жонглирование одним предметом).
5.Стойка ноги врозь, мешочек в правой руке. На счёт 1-2 - подбросить мешочек перед собой, поймать его двумя руками; 3-4 - то же. То же, мешочек в левой руке.
6.Стойка ноги врозь, мешочек в правой руке. На счёт 1-4 - подбросить перед собой мешочек, сделать хлопок, поймать мешочек двумя руками. То же, мешочек в левой руке.
7.Стойка ноги врозь, мешочек в правой руке. На счёт 1-4 - подбрасывать мешочек и ловить правой рукой; то же левой рукой.
8.Упражнения в бросках и ловле предметов в парах.
9.Броски и ловля мешочков двумя руками, дети стоят на расстоянии 2-4 м друг от друга.
10.Перебрасывание мешочка друг другу одной рукой. То же другой рукой
11.Одновременный бросок мешочков друг другу двумя руками с последующей их ловлей.
12.Групповые упражнения в передаче, подбрасывании и ловле предмета. 1. Дети сидят по-турецки по кругу. Передача мешочков друг другу под музыкальное сопровождение. Музыка замолкает - передача прекращается с возобновлением музыки игра продолжается. 2.Дети стоят по кругу, водящий - в центре с мешочком в руках. Подбрасывая мешочек вверх, водящий называет имя одного из игроков, тот должен поймать мешочек. Поймавший, становится водящим.
Навыки, сформированные в упражнениях с утяжелёнными мешочками, переносятся затем на аналогичные упражнения с другими предметами: матерчатыми, а затем резиновыми мячами, кольцами и т. д.. Матерчатый мяч (размером с теннисный)изготавливается из любой ветоши, плотно скатанной и шар, который затем обшивается тканью. Кольца изготавливаются диаметром 20-25 см, толщиной 0,5-1 см. Они могут быть деревянные или пластмассовые. Можно изготовить даже из фанеры или толстого картона, обмотав их каким-нибудь ленточным материалом. Использование упражнений с различными мелкими предметами позволяет ребёнку с речевой патологией достигать заметных результатов в развитии двигательной сферы и стимулирует его речевую функцию.

Когда следует обратиться за помощью к детскому логопеду
Проблема обращения к такому специалисту, как детский логопед, встает перед каждой мамой с малышом 2-6 лет – в период активного становления его речи. Ситуация осложняется тем, что логопед в детском саду, куда ходит ребенок, не всегда доступен, а возрастные проблемы с речью встречаются практически у каждого ребенка и требуют консультации со специалистом хотя бы ради успокоения мамочки. Многие родители ищут специальные центры, где детский логопед мог бы позаниматься с ребенком, а некоторые доходят до того, что устраивают здорового ребенка в корректирующий логопедический детский сад, не задумываясь о возможном вреде для него в группе с нарушениями в развитии речи. Причем беспокойство у родителей может не успокаиваться, даже если логопед в детском саду присутствует, но, как кажется мамам и папам, оказывает их ребенку мало внимания. Когда же действительно стоит к нему обратиться и чем он может быть полезен ребенку без явных нарушений? На самом деле, логопед в детском саду должен, как минимум, наблюдать каждого ребенка, но, естественно, наибольшее внимание оказывается деткам с предрасположенностью к речевым дефектам (например, при некоторых заболеваниях), а также уже имеющим какие-то отклонения, хотя с малышами с серьезными нарушениями, как правило, детский логопед и дефектолог занимаются в специальных группах.

На что же обратить внимание у своего ребенка:

если в 3-3,5 года
ребенок произносит только отдельные слова и совсем не строит фразы и предложения; в его речи полностью отсутствуют союзы и местоимения; он не повторяет за Вами слова, или Вы совсем не понимаете его речь (при этом искаженное произношение шипящих и звонких согласных (р, л) звуков является нормой);

если в 4 года
у ребенка очень скудный словарный запас (в норме – около 2000 слов),не может запомнить четверостишье, совсем не рассказывает собственных историй (при этом отсутствие связной речи, ошибки в предложениях, все еще проблемы со «сложными» звуками – норма);

если в 5-6 лет
все еще есть проблемы со звукопроизношением, в т.ч. с сонорными согласными (звуками «р» и «л»); ребенок не способен описать своими словами сюжет на картинке,
допускает грубые ошибки при построении предложений (при этом допускаются ошибки в сложных предложениях, небольшая непоследовательность в повествовании).
Все это может быть поводом получить совет у такого специалиста, как логопед в детском саду или детский логопед в поликлинике.

Детский логопед поможет:

скорректировать произношение. В частности, детский логопед исправит проблемы с так называемыми «вибрантами» – твердой и мягкой «р» – одного из самых распространенных нарушений речи, сохраняющегося и во взрослом возрасте. Кроме того, логопед в детском саду увидит и предупредит и другие нарушения, например, баттаризм (нечеткость произношения, «проглатывание» слов), заикание и другие; подготовить ребенка к школе, в частности, к освоению грамоты и чтению. Логопед в детском саду не только должен проконтролировать общую речевую подготовку малыша, но и предупредить, если будет такая необходимость, нарушения типа дислексии (неспособность к чтению) или дисграфии (к письму), вовремя направив ребенка с специалисту; провести занятия, направленные на общее развитие речи, как групповые, так и индивидуальные. В том числе подобные занятия логопед в детском саду может проводить и с младшими группами по договоренности с заведующей и родителями. Они направлены на расширение словарного запаса, становление грамотной речи и т.д. Также подобные занятия проводит детский логопед в поликлинике или специальном центре, и их не лишним будет посетить с любом случае.

Подготовила учитель-логопед Т.Д.Инькова

 

 

 

Рекомендации для родителей


«Развивайте у дошкольников речевой слух, слуховое внимание и восприятие»

Речь пойдёт о формировании у дошкольников речевого слуха, слухового внимания и восприятия. Почему же это так важно?
Речевой слух включает в себя способность к слуховому вниманию и пониманию слов, умение воспринимать и различать разные качества речи: тембр, выразительность.
Слуховое внимание - это умение сосредотачиваться на звуке, без которого невозможно слушать и понимать речь человека.
Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, показывает, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет. Среди них значительную часть составляют дети 6-7 – летнего возраста, не овладевшие в нормативные сроки звуковой стороной языка. Имея полноценный слух и интеллект, они, как правило, не готовы к усвоению школьной программы из – за недостаточного развития речевого слуха. Эти дети составляют основную группу риска по неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением. Развитый речевой слух является важным составляющим элементом в развитии речи ребенка. Без речевого слуха речевое общение невозможно. Речевой слух начинает формироваться у детей при восприятии речи окружающих и при собственном проговаривании.
Речевой слух осуществляет не только прием и оценку чужой речи, но и контроль за собственной речью. Речь является средством общения людей и формой человеческого общения. Речь не является врождённой способностью человека, она формируется постепенно, вместе с развитием ребёнка. С самого рождения ребенка окружает множество звуков: шум ветра и дождя, шелест листьев, лай собак, сигналы машин, музыка, речь людей и т.д.
Но все эти слуховые впечатления воспринимаются малышом неосознанно, сливаясь с другими, более важными для него сигналами. Ребенок пока еще не умеет управлять своим слухом, порой просто не замечает звуков, не может сравнивать и оценивать их по громкости, силе, тембру. Умение сосредоточиться на звуке – очень важная особенность человека. Без нее нельзя научиться слышать и понимать речь, основное средство общения.
Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста происходит особенно быстро: быстро, как ни в каком другом возрасте пополняется словарный запас, улучшается звуковое оформление слов. Однако не все малыши имеют одинаковый уровень речевого развития: одни уже к трем годам чисто и правильно произносят слова, другие говорят все еще не достаточно отчетливо, неправильно произносят отдельные звуки.
На данном возрастном этапе необходимо, прежде всего, учить малышей четко и правильно произносить, а также слышать и различать звуки в словах. Неустойчив еще и голос младших дошкольников: некоторые из них говорят очень тихо, чуть слышно (особенно, если не уверенны в правильности произношения), другие - крикливо. Родителям необходимо обращать внимание детей на то, что слова можно произносить с различной громкостью (шепотом, тихо, умеренно, громко), учит детей различать на слух, как громко говорят окружающие и они сами.
Одним из направлений речевого развития детей является - воспитание у малыша речевого слуха (интонационного, фонетического, фонематического). В его основе лежат умения, связанные с различением акустических характеристик звуков: высоты, громкости, длительности.
Чтобы ваши дети научились чисто и ясно произносить звуки родного языка, отчетливо выговаривать слова, правильно пользоваться голосом (говорить выразительно, там, где необходимо, менять громкость и скорость речи), надо учить малышей напрягать слух, улавливать и различать звуки («Это игрушки: мишка рычит: «р-р-р», куколка плачет: о – о – о»). Для развития у ребенка слухового внимания и слуховой памяти, мы предлагаем родителям выполнять с малышами определённые действия с игрушками, предметами: покачать куклу, покатать мяч, поплясать мишутке и т.д.
Такие упражнения способствуют обогащению словарного запаса у ребенка, активируют их интерес к речи, положительно влияют на формирование мотивации общения.
Также слуховое восприятие нужно развивать в процессе узнавания и дифференциации неречевых звучаний по их акустическим свойствам: Например: "Найди мишку" (ребёнок ищет спрятанную игрушку, ориентируясь на громкость звукового сигнала. Чем громче сигнал, тем ближе ребёнок к спрятанной игрушке.).
В качестве упражнений для развития голосового аппарата и речевого слуха можно использовать отрывки из стихотворений, потешек, считалок, чистоговорок , скороговорок ,насыщенных определённым звуком. Так ребенок учится различать «звучание» знакомых предметов, голоса животных птиц и людей. Соотносить звучащее слово с картинкой или предметом, внятно произносить одно-двух -, а также трех-четырехсложные слова, отвечать на вопросы; громко и тихо воспроизводить звукоподражания. Эти игры позволяют значительно улучшить слуховое восприятие речи, что способствует максимальной адаптации его фонематического слуха к реальному общению.
Также учите детей различать неречевые звуки по характеру звучаний (разнообразные шумы, голоса животных и птиц, музыкальные звуки), акустическим свойствам (громкость, высота, длительность), количеству звучаний, направлению появлению звука. Упражнения по развитию неречевого звука подготовит ребенка к восприятию речевых звуков.


Предлагаем вашему вниманию ряд игр и упражнений, которые можно использовать на развитие речевого слуха, слухового внимания и восприятия.


Определение звучания игрушек (3-4 г.). Возьмите 3 - 5 звучащих по - разному игрушек (колокольчик, дудочка, погремушка, пищащие и заводные игрушки ), предложите ребенку рассмотреть их и послушать, какие звуки они издают. Затем отведите ребенка в сторону (3-5 метров), поверните спиной к игрушкам и воспроизведите звучание одной из них. Малыш должен подойти и указать на звучащую игрушку (назвать) , (воспроизвести ее звучание.


• Определение голосов членов семьи, птиц, животных (папа из комнаты, а мама с кухни должны назвать имя ребенка).
• Определение звуков и шумов, доносящихся с улицы (машины, трамвай, дождь).
• Перемещение предметов по заданию, например, взять со стола мишку и поставить его на диван (на стул, на полку, под шкаф).
• На столе разложены знакомые игрушки, картинки, предметы. Предложите ребенку посмотреть на них внимательно, а затем подать Вам сразу 2 предмета. В дальнейшем задание можно усложнить: попросите подать одновременно 4 предмета и т.д.
• Повторение сочетаний звуков и слогов: А,У,И, А-У, А-И, О-А, ТА, ПА, ТА-ТА, МА-МА-МА, ТА-МА-СА и т.д.
Повторение слов, словосочетаний, небольших предложений. Для усложнения: предлагается ребенку встать спиной к говорящему и повторить за ним все словосочетания, сохраняя их количество и порядок, например, «Коля, нашел шапку» или «Наша Таня громко плачет» или «Пошел котик на торжок, купил котик пирожок» и т.д.
• «Отгадай, что звучит» (3-5 л.).
Нужно показать малышу, какие звуки издают различные предметы (как шуршит бумага, как звенит бубен, какой звук издает барабан, как звучит погремушка). Затем нужно воспроизводить звуки так, чтобы ребенок не видел сам предмет. А ребенок должен постараться угадать, какой предмет издает такой звук.
• «Солнце или дождик» (3-4г.).
Взрослый говорит ребенку, что они сейчас пойдут на улицу. Погода хорошая и светит солнышко (при этом взрослый звенит бубном). Затем взрослый говорит, что пошел дождь (при этом он ударяет в бубен и просит ребенка подбежать к нему - спрятаться от дождя). Взрослый объясняет малышу, что тот должен внимательно слушать бубен и в соответствии с его звуками «гулять» или «прятаться».
• «Разговор шепотом» (4-6 л.).
Суть заключается в том, чтобы ребенок, находясь от вас на расстоянии 2 - 3 метров, услышал и понял то, что вы произносите шепотом (например, можно попросить малыша принести игрушку). При этом важно следить, чтобы слова произносились четко.
• «Посмотрим, кто говорит» (3-4 г.).
Подготовьте для занятия изображения животных и покажите ребенку, кто из них «как говорит». Затем изобразите «голос» одного из животных, не указывая на картинку. Пусть ребенок угадает, какое животное так «говорит».
• «Слышим звон и знаем, где он» (4-5 г.).
Попросите ребенка закрыть глаза и позвоните в колокольчик. Ребенок должен повернуться лицом к тому месту, откуда слышен звук и, не открывая глаз, рукой показать направление
• «Скажи, как я» (4-5 г.).
Взрослый предлагает ребенку внимательно слушать, как он произносит слова, и повторять их так же и следить за тем, чтобы малыш произносил слова отчетливо, с соответствующей степенью громкости.
• «Угадай, что делать» (4-5 г.).
У ребенка в руках два флажка. Если взрослый громко звенит в бубен, малыш поднимает флажки вверх и машет ими, а если бубен звучит тихо – опускает флажки вниз. Важно следить за правильной осанкой детей и точным выполнением движений. Чередовать громкое и тихое звучание бубна нужно не более 4 раз, чтобы ребенок мог легко выполнять упражнение. Услышав стук, беги в дом. Слушай внимательно, когда бубен звенит, а когда я буду стучать в него». Можно повторять игру, меняя звучание бубна 3 – 4 раза.
• «Вспомни звуки леса» (5-6 л).

 Подготовила учитель-логопед Л.С. Естехина

 

Если ребенок плохо говорит - Подготовила учитель- логопед Естехина Л.С.

О нормальном речевом развитии - Подготовила учитель-логопед Естехина Л.С. 

Задержка речевого развития - Подготовила учитель- логопед Инькова Т.Д.

Факторы, способствующие речевому возникновению речевых нарушений у детей - Подготовила учитель-логопед Инькова Т.Д.