ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

Консультация педагога - психолога Чеботаревой Риммы Александровны

На почту доверия нашего детского сада поступило следующее анонимное письмо:


«Добрый день, мой сын ходит в подготовительную группу детского сада, на следующий год нас ждет школа. Стоит ли лишать ребенка последнего года «спокойной» жизни, и начинать его учить всему тому, что должна дать школа?! Сейчас к детям при поступлении в первый класс выдвигают уйму требований, справедливо ли это?»

Меня часто спрашивают, что должен знать и уметь ребенок к поступлению в первый класс? С какого возраста стоит начинать обучать ребенка? Как привить интерес ребенка к обучению? Какими знаниями и умениями должен обладать ребенок к поступлению в первый класс?


Прежде всего, следует разобраться, с какого возраста существует реальная необходимость обучать ребенка буквам и цифрам. Как Вы знаете, на сегодняшний момент, большинство детей идут в школу с определенным багажом знаний в области математики и др. областях. Без многих знаний, просто-напросто, детям будет сложно в первом классе. ХОТЯ ЭТИ ТРЕБОВАНИЯ НЕ ОБЯЗАТЕЛЬНЫ!!! Попросту говоря, никто не сможет отказать вашему ребенку в поступлении в школу если он чего – то не будет знать из «положенного списка». С другой стороны, никому не хочется, чтобы ребенок отставал от одноклассников. Поэтому мы и стараемся научить его перед школой писать простые слова, читать, считать в пределах десяти и т.д.
На сегодняшний день даже сложился перечень того, что должен уметь и знать ребенок придя в школу. Что входит в этот список? Прежде всего, в этот список входят знания о себе и своих родителях.


Ребенок должен знать о себе и своей семье:


Свое Ф. И. О.;
Сколько ему лет. Когда у него день рождения;
Где он живет (адрес);
Как зовут родителей;
Кем работают родители.
Перед поступлением в 1 класс ребенок должен знать:
Основные цвета;
Дни недели;
Месяцы;
Времена года;
Понятия «право - лево»;
Основные профессии;
Домашних и основные виды диких животных;
Детенышей животных;
Знать зимующих и перелетных птиц;
Виды транспорта;
Уметь ориентироваться на бумаге;
Знать что такое овощи и фрукты. Уметь отличать овощи от фруктов;
Должен уметь показать правый глаз, правую руку и т.д.
Что должен знать ребенок по математике
Прямой и обратный счет: от 0-10 и от 10 – 0;
Состав чисел (из двух меньших и из отдельных единиц);
Знать понятия «больше - меньше, поровну», «большой – маленький», «высокий - низкий», «широкий - узкий»;
Знать основные геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник;
Уметь соотносить цифру и число предметов;
Ориентироваться на бумаге в клеточку – уметь писать графический диктант (одна клетка вправо, одна клетка влево и т.д.).
Память, мышление, внимание и речь
Ребенок должен уметь:
Пересказывать простое услышанное произведение;
Рассказывать по картинке (не отдельными словами, а составлять рассказ по картинке);
Знать стихотворения;
Сочинять сказки;
Отвечать на поставленные вопросы;
Делать какое-либо задание по образцу;
Уметь описывать картинку по памяти;
Запоминать до 10 увиденных картинок;
Заканчивать предложения;
Находить лишнюю картинку или слово;
Уметь отгадывать загадки;
Группировать предметы по признаку.
Что ребенок должен знать по чтению:
Буквы;
Уметь соотносить звук с буквой;
Вычленять звуки из слова;
Подбирать слова на заданный звук или букву;
Читать слова и простые предложения (по слогам);
Понимать, что такое предложение и где оно заканчивается.
Навыки письма
Обводить картинки по контуру
Обводить печатные буквы по контору
Правильно держать ручку в руке
Копировать геометрическую фигуру по клеточкам


Мы перечислили основные знания и умения, которыми должен овладеть ребенок к поступлению в первый класс. Конечно, слово «должен», здесь не совсем уместно, так как многие перечисленные знания, по идеи, должны вкладываться именно в начальной школе. Но так как большинство школ проводят тестирования знаний и умений детей перед поступлением в первый класс, рекомендуется «подтянуть» ребенка в определенных областях. Многие умения и знания вкладываются в ребенка воспитателями и логопедами в детских садах, но многое перекладывается на плечи родителей. К счастью, сейчас все больше открывается дошкольных образовательных центров, в которых педагоги подготавливают детей к школе.


С какого возраста следует начинать обучать детей буквам и цифрам?
Могу сказать, что критериев здесь никаких нет. Все зависит от самого ребенка. Запомните, главное, чтобы ребенок сам захотел осваивать ту или иную область. Конечно, с 6 – ти летними детьми дела обстоят хуже, так как хочешь - не хочешь, а учиться надо. Но и здесь стоит искать альтернативу – обучайте ребенка через игру. Считайте на улице птиц, деревья, лужи и т.д. До поступления в школу главное для детей – это игра, через игру они способны освоить многое, главное не давите на них, у ребенка можно отбить всю охоту учиться. Нельзя детей запугивать: «Не выучишь стих – гулять не пойдешь». Между ребенком и родителем должны быть доверительные отношения, ребенку должно нравиться то, что он делает. Еще раз отмечу – действуйте через игру. Если ребенок не хочет учить стих, предложите ему поиграть в театр, устройте вечером представление для всей семьи. Объясните ребенку, что к представлению необходимо готовиться, подучить некоторые слова. Чтобы ребенку было интересней – учите стихи и Вы. Когда ребенок заинтересуется, с ним будет намного легче сговориться.
Если ребенку нет 6 лет – он вправе отказаться от изучения букв и цифр. Не могу не вспомнить беседу с одним профессором, который считает, что дети до школы вообще должны только играть, они ведь дети, детей нельзя лишать детства. Он считает, что если ребенок хочет учить буквы – пусть учит, не хочет – значит еще не время. Не согласиться с ним просто невозможно, так как раньше, когда учились мы, такого не было, а точнее не было таких замысловатых тестов. Детей обучали письму и счету в школе. Сейчас же школьные программы построены иным образом. Программы рассчитаны на читающих детей и на детей, которые знакомы с простейшими вычислениями в пределах 10. Это я говорю о программах для обычных школ. Про гимназии и лицеи лучше умолчать, так как там совершенно другие требования, там знаний цифр в пределах 10 будет не достаточно.
Если ребенку только 3 года, а у него уже появился интерес, например, к буквам, что же, замечательно, покажите ребенку буквы, подыщите обучающие игры. Но не перестарайтесь, для каждого возраста должны быть разные подходы к обучению букв, об этом мы поговорим в следующей статье.
Какой мы можем сделать вывод? Всему свое время. Ребенок обязательно овладеет необходимой информацией, но мы с Вами должны ему помочь. На первых этапах используйте игру. Игра поможет ребенку привить интерес к наукам. Так же в нашем саду есть замечательный кружок «Подготовка к школе» на котором ваш ребенок с интересом сможет узнавать новое.

 

 

 

 "Здравствуй детский сад, или как пережить время адаптации к

ДОУ"

Через обратную связь сайта ДОУ на почту доверия пришло следующее письмо:

«Здравствуйте, в сентябре наша младшая дочка должна будет пойти в детский сад. Для нашей семьи это, казалось бы, радостное событие вызывает серьезную тревогу и беспокойство. Дело в том, что когда наш старший ребенок начал посещать детский сад (это было 9 лет назад) это обернулось настоящим кошмаром для семьи. Дочка очень плакала, часто болела, стала раздражительной и тревожной, и мы так и не смогли приспособиться к саду... Вообще уже по прошествии стольких лет мы с мужем с ужасом вспоминаем тот короткий период. Сейчас не ходить в садик возможности нет, как нам не повторить путь старшей дочери?

Виктория»

Здравствуйте, Виктория! Спасибо за письмо, уверена, что взаимодействуя вместе мы сможем пройти сложный путь адаптации как можно мягче и бережно для вашей крохи. Не удивительно, что грядущий период вызывает у вас тревогу, тем более имея такой негативный опыт со старшим ребенком. В нашем саду созданы все условия, для мягкого вхождения ребенка в новые условия жизни. Весь педагогический состав ДОУ работает для одной цели, и , хочу вас заверить, у нас сложился свой ценный позитивный опыт прошлых лет по прохождению адаптационного периода. Прочитайте информацию в группе и на сайте в разделе «консультации педагога – психолога», там вы найдете ответы на все вопросы касательно вашей дочери: как подготовить ребенка к посещению ДОУ, что важно делать в этот период, а чего делать категорически нельзя. Но ваше письмо особенно ценно для меня тем, что оно очень ярко демонстрирует тот факт, о котором чаще всего все забывают: ПОМОЩЬ НУЖНА ЕЩЕ И МАМЕ!!!

Когда речь идет об адаптации ребенка к саду, очень много говорят о том, как трудно малышу и какая ему нужна помощь. Но «за кадром» остается один очень важный человек – мама, которая находится в не меньшем стрессе и переживаниях! Она тоже остро нуждается в помощи и почти никогда ее не получает. Часто мамы не понимают, что с ними происходит, и пытаются игнорировать свои эмоции. Но не стоит этого делать. Вы имеете право на все свои чувства, и в данном случае они являются естественными. Поступление в сад – это момент отделения мамы от ребенка, и это испытание для обоих. У мамы тоже «рвется» сердце, когда она видит, как переживает малыш, а ведь в первое время он может заплакать только при одном упоминании, что завтра придется идти в сад. Чтобы помочь себе, нужно:

• быть уверенной, что посещение сада действительно нужно семье. Например, когда маме просто необходимо работать, чтобы вносить свой вклад (порой единственный) в доход семьи. Иногда мамы отдают ребенка в сад раньше, чем выходят на работу, чтобы помочь ему адаптироваться, забирая пораньше, если это будет нужно. Чем меньше у мамы сомнений в целесообразности посещения сада, тем больше уверенности, что ребенок рано или поздно обязательно справится. И малыш, реагируя именно на эту уверенную позицию мамы, адаптируется гораздо быстрее.

• поверить, что малыш на самом деле вовсе не «слабое» создание. Адаптационная система ребенка достаточно сильна, чтобы это испытание выдержать, даже если слезы текут рекой. Парадоксально, но факт: хорошо, что кроха плачет! Поверьте, у него настоящее горе, ведь он расстается с самым дорогим человеком – с вами! Он пока не знает, что вы обязательно придете, еще не установился режим. Но вы-то знаете, что происходит, и уверены, что заберете малыша из сада. Хуже, когда ребенок настолько зажат тисками стресса, что не может плакать. Плач – это помощник нервной системы, он не дает ей перегружаться. Поэтому не бойтесь детского плача, не сердитесь на ребенка за «нытье». Конечно, детские слезы заставляют вас переживать, но вы тоже обязательно справитесь.

• воспользоваться помощью. Двери моего кабинета открыты для вас!

• заручиться поддержкой. Вокруг вас мамы, переживающие те же чувства в этот период. Поддерживайте друг друга, узнайте, какие «ноу-хау» есть у каждой из вас в деле помощи малышу. Вместе отмечайте и радуйтесь успехам детей и самих себя.

С уважением, педагог – психолог МБДОУ №314,

Чеботарева Римма Александровна

 

 

На почту доверия нашего детского сада пришло такое письмо:

«Добрый день, Римма Александровна, я мама троих детей, периодически, как и все дети, они себя настолько плохо ведут, что это нельзя оставлять без наказания, но потом меня мучает чувство вины за то, что мне приходится наказывать их, хотя  я понимаю, что без наказаний не обойтись… Так что же делать, наказывать или нет?

С уважением, Елена »

Добрый день, Елена, спасибо за интереснейший вопрос! Отвечу на него так, наказывать детей надо, главное  знать, как это делать правильно, чтобы не унизить ребенка и сохранить его психическое здоровье.

Безграничная снисходительность родителей, потакание детским прихотям не только не позволяют избегать конфликтов, но и делают их неизбежными. У детей не формируется представление о границах дозволенного, складывается эгоистичное и неуважительное отношение к другим людям. Сказанное вовсе не означает призыв к палочной дисциплине и жестокости. Мне нравится книга Д. Добсон «непослушный ребенок» в которой он формулирует шесть основных принципов, опираясь на которые родителям следует решать для себя вопрос о наказании детей:

1. Установить границы, затем требовать их соблюдения. Сами родители должны для себя определить, чего они хотят, а чего не хотят. Ребенок, в свою очередь, тоже должен знать, что приемлемо в его поведении, а что нет. Только при таком условии наказание будет восприниматься им как акт справедливости. Иными словами, не установив правила, родители не могут требовать их исполнения.

2. Отвечать уверенно и решительно на вызывающее поведение. Если ребенок демонстрирует явное неповиновение, идет на открытый конфликт, необходимо решительно и уверенно «принять бой». Беспомощность взрослого лишает его авторитета в глазах детей.

3. Отличать детское своеволие от безответственности. Это означает, что ребенка нельзя наказывать за непреднамеренный поступок. Если он забыл выполнить просьбу взрослого или просто не понял его требования, не следует его наказывать. Нельзя предъявлять к детским памяти и интеллекту такие же требования, как к взрослым. Детская безответственность — совсем не то же самое, что злостное непослушание, она требует более терпеливого отношения.

4. Прибегнуть к утешениям и объяснениям, когда конфликт исчерпан. Ребенок почти всегда тяжело переносит наказание. Он чувствует одновременно свою вину, растерянность, покинутость. После истечения срока наказания следует восстановить с ним мирные отношения. Для этого можно обнять ребенка, приласкать, сказать, что он по-прежнему любим и что наказывать его было неприятно. Нужно еще раз объяснить, почему он наказан и как ему следует себя вести в следующий раз.

5. Не требовать невозможного. Родители должны быть уверены в том, что ребенок в действительности может исполнить то, что от него требуется. Нельзя наказывать его за то, что он намочил постель или сломал часы, с которыми они сами дали ему поиграть. Наказание в данном случае может спровоцировать неразрешимый внутренний конфликт ребенка.

6. Любовь как руководство к действию. Промахи, ошибки и конфликты неизбежны в любом воспитательном процессе. Мерилом здоровых отношений с детьми являются любовь, теплота, искренняя забота. Только они могут оправдать необходимость строгости и дисциплины.

Как видно, описанные принципы сужают область применения наказаний и основываются на любви и ответственности родителей за будущее детей.

Если ребенок уверен, что он может натворить что угодно и ему за это ничего не будет, то он не научится различать границы между добром и злом, между собственным удовольствием и чужой болью. Наказывать необходимо — в некоторых случаях только этот метод позволяет ребенку почувствовать границы дозволенного, сохранить родительский авторитет и воспитать в нем ответственность. Приведу правила, которым родители должны следовать, наказывая ребенка.

Памятка для родителей

Как правильно наказывать ребенка

1. Физически наказывать детей нельзя!! Исключений нет.

2. Даже будучи наказанным, ребенок должен быть уверен в том, что он не остается без родительской любви, его по-прежнему любят.

3. Ни одно наказание не должно лишать ребенка возможностей для удовлетворения биологических и физиологических потребностей.

4. Ребенок должен знать, за какие проступки последует наказание и в какой форме.

5. Наказание ребенка должно носить временный характер. Например: «Ты лишаешься возможности играть в компьютер ровно на три дня».

6. Наказание должно касаться только поведения или конкретного поступка ребенка, а не его личности. Следует избегать оскорблений и приклеивания ярлыков.

7. При наказании ребенка нельзя напоминать ему о его прежних проступках. Следует говорить с ним только о том, за что он наказан именно сейчас.

8. Нужно быть последовательным в требованиях, предъявляемых ребенку. Не следует прибегать к наказаниям от случая к случаю.

                                                                                          Педагог – психолог

Чеботарева Р.А

 

 

 

 

 

 

На почту доверия нашего детского сада пришел следующий вопрос:

«Мой ребенок 5 лет страдает энурезом, я слышала, что такое заболевание может иметь психологическую основу, что я, как мать, могу сделать, чтобы устранить проблему? Спасибо, Виктория»

Здравствуйте Виктория, в самом деле, одна из частых причин обращения родителей за консультацией к педагогу-психологу — энурез у ребенка. Несмотря на то, что этот феномен был описан в медицинской литературе много лет назад, до сих пор идут споры о его этиологии и соответственно методах лечения. Многочисленные исследования, а также практика консультирования страдающих энурезом дошкольников говорят о том, что за данным явлением зачастую стоят психологические причины.

Для начала определимся, что считать энурезом, а что нет; когда родителям стоит тревожиться, а когда это преждевременно. В медицинской литературе о детском ночном энурезе (именно эта форма наиболее распространена) рассказывается о случаях, когда ребенок 5–6 лет писается в постель дважды в месяц, а тот, кто постарше, — один раз в месяц. Однако родители должны иметь в виду, что эти критерии индивидуальны. Часто мокрая постель 2–4 раза в месяц (особенно если рождение ребенка сопровождалось осложнениями, в раннем возрасте были заболевания или при попустительском отношении родителей) может и не быть следствием невротического явления. Надо иметь в виду, что энурез — это детский невроз, и только 1–2% детей, писавших в постель в дошкольном возрасте, к 13–16 годам продолжают это делать. Таким образом, основания для тревоги у родителей есть только в том случае, если их ребенок дошкольного возраста не может не намочить свою постель чаще одного раза в неделю.

Прежде всего необходимо исключить органическое происхождение энуреза, такой энурез потребует медикаментозных и физиотерапевтических методах его лечения, к ним можно прибегнуть проконсультировавшись с врачом. Если же энурез имеет психологическую природу, работа с ним включает в себя две части — консультации с ребенком и самое главное - поведение родителей дома. Начнем с последнего.

Что делать родителям?

Многим детям с энурезом писаться удобно. Если такое положение вещей будет сохраняться, шансов мотивировать ребенка не писаться практически нет. Энурез должен быть для ребенка неудобен. Для этого следует переложить ответственность за последствия энуреза на самого ребенка. Если его постель оказывается мокрой, родителям нельзя самим переодевать его, перестилать кровать и класть ребенка спать с собой. Описался и проснулся от этого (или утром), он сам снимает с себя мокрые одежду и простыню, относит их в ванную, берет из шкафа чистые штаны и простыню, переодевается и застилает постель. С ответственности за то, что ребенок намочил постель и одежду, начинается его движение к свободе от энуреза. От родителей в этой ситуации требуется готовность передать ребенку часть ответственности за себя, быть терпимыми, уравновешенными, избегать грубости и наказаний.

Второй важнейший момент — диета. Строгое соблюдение режима питания. Необходимо по возможности ограничить (не исключить полностью) потребление любой жидкости после ужина, особенно напитков, содержащих кофеин и углекислый газ, а также шоколада, какао, копченостей и йогуртов. Уменьшение употребления всех этих продуктов перед сном снизит нагрузку на мочевой пузырь и поможет ребенку справиться со своей проблемой на физиологическом уровне.

Третий момент — режимный. Необходимо настаивать на посещении ребенком туалета перед сном. Затем с этой же целью следует будить его через каждые 2–3 часа.

Четвертая составляющая заботы родителей — укреплять веру ребенка в способность преодолеть энурез. «Сухие дни» можно фиксировать в календаре звездочкой, наклейкой или рисунком. Либо за каждый такой день начислять балл, а когда ребенок наберет заранее определенное количество баллов — выдавать вознаграждение, также предварительно оговоренное с ним. Это позволит создать у него дополнительную мотивацию к преодолению энуреза и придаст ему уверенности в том, что он способен справиться с ситуацией.

Энурез представляет собой разновидность системного невроза, а значит, служит тому, чтобы защищать психику ребенка от переживаний, с которыми он не может справиться на сознательном уровне, — тревогой, страхом, виной, агрессией. Важно дать ребенку возможность одолеть эти чувства другим способом. Лучше всего в этом смысле помогают групповые творческие занятия. Они должны обязательно носить регулярный характер и позволять ребенку быстро видеть свой прогресс в овладении какими-либо умениями и навыками. Если у взрослых людей есть большой арсенал культурных способов переработки своих негативных эмоций и переживаний, повседневные хобби и увлечения, в которых каждый может самореализоваться и почувствовать себя компетентным, то дети этой возможности лишены. Систематически занимаясь чем-то творческим, чувствуя в этом свою компетентность и привлекая к себе этими достижениями внимание взрослых, ребенок получит альтернативный и более удобный, чем энурез, способ совладать со своими негативными переживаниями.

Что мы будем делать с ребенком на консультациях?

Прежде всего нам необходимо понять, что служит причиной энуреза, что за этим явлением стоит, ведь всякий невроз — это способ адаптации, преодоления психикой деструктивных переживаний. Важно установить, какое чувство лежит в основе невротического состояния. Одна из важных составляющих работы с дошкольником, страдающим энурезом, — предоставить ему возможность для выражения чувств в приемлемой форме. Простой и естественный способ для этого — актуализация негативных переживаний в отношениях с психологом.

Например: во многих случаях за энурезом стоит агрессия, вызванная конкуренцией с родившимся младшим братом или сестрой. В ходе совместной игры с ребенком мы создает модель соперничества, например из-за использования предпочитаемых ребенком игрушек. А затем направляет появившиеся у малыша переживания по пути социально приемлемой формы выражения.

Так же, нередко за проявлениями энуреза стоят манипулятивные мотивы ребенка. Дети, улавливая тревогу родителей (61% родителей считают ночной энурез дошкольника серьезной проблемой), не контролируют свое мочеиспускание ради достижения каких-либо благ во взаимоотношениях с мамой и папой. При кажущейся простоте ситуация двойственная, т. е. энурез, скорее, служит маской, чем собственно является проблемой. Очевидно это в ситуациях, когда страдающий энурезом ребенок вторую половину ночи проводит в кровати родителей. Пребывание с ними — цель такого поведения. А она может быть актуальна в связи с переживаемыми ребенком ночными страхами, в которых прямо признаться стыдно, или из-за того, что ребенок не вполне сепарировался от мамы физически и нуждается в постоянном ее присутствии. В этих ситуациях работать мы с вами будем согласованно, т. к. работать предстоит именно со второй, реальной, проблемой, что может потребовать продолжительного времени.

Как видите, Виктория, справиться с проблемой можно! От себя хочу поблагодарить вас, за то, что подняли такую распространенную и, к сожалению, табуированную тему! Приглашаю вас, и других родителей столкнувшихся с такой же проблемой на индивидуальную консультацию, вместе мы постараемся понять причину энуреза вашего ребенка, а понимание проблемы это залог ее успешного решения!

 

 

Последнее изменение Среда, 04 Октябрь 2017 08:30