ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

Подготовила педагог – психолог МБДОУ№314
Чеботарева Римма Александровна

 

Лето на детской площадке: идеи для родителей

Летом основное развлечение — это прогулки. Хорошая погода позволяет находиться с ребенком на улице более длительный промежуток времени. Посещая излюбленную детскую площадку, родители могут психологически развить ребенка с помощью дворовых игр. Как организовать досуг детей на дворовой площадке, читайте в материале.
В научной литературе можно встретить такое понятие, как детская субкультура. В широком смысле оно означает все, что создано в обществе для детей и детьми. Это некоторое культурное обобщение социально-психологического опыта, накопленного в детском сообществе на протяжении длительного времени и передающегося из поколения в поколение. Одним из компонентов детской субкультуры являются дворовые игры (приложение).

Дворовые игры — одна из разновидностей игр с правилами. Сегодня очень важно вернуть их в мир детей, потому что они способствуют не только укреплению физического здоровья, но и развитию коммуникативных навыков, чувства локтя и других значимых качеств личности (развивают ловкость, быстроту, силу, выносливость, меткость, фантазию, умение ориентироваться в пространстве и т. д.).
Важная особенность любой дворовой игры — правила. Они помогают ребенку осмыслить замысел игры и игровые действия. Их выполнение требует от него определенных усилий, ограничивает его спонтанную активность и тем самым становится полезным для его развития.
Дворовая игра заставляет находить неожиданные, правильные (и неправильные — и потому часто особенно интересные) решения. Таким образом формируется и развивается одно из важных умений личности — самому принимать решения.
Дворовая игра — одно из средств профилактики социальной неуверенности ребенка, поскольку в процессе игры он:
• моделирует отношения в наглядно-действенной форме, начинает лучше в них ориентироваться;
• преодолевает личностный эгоцентризм, начинает лучше осознавать себя, возрастают его уверенность в себе и способность действовать в коммуникативных ситуациях;
• получает выход своей агрессивности, страхам, повышает свою эмоциональность и выравнивает импульсивность;
• формирует реальные отношения сотрудничества со сверстниками, приобретает позитивный опыт совместных действий, а значит, развивает свою социальную уверенность;
• осваивает новые способы поведения в проблемных ситуациях и усваивает их;
• развивает свое «зеркальное Я», учится оценивать себя глазами других, а также поступки других людей, соотнося их со своими понятиями о нравственности и моральных нормах поведения.
Благодаря игровой ситуации раскрепощаются замкнутые и необщительные в обычной жизни дети.

Особое значение дворовые игры имеют для формирования детского коллективизма. Дети более старшего возраста — носители и хранители этих игр — передают их младшим детям, обучают их и вместе с ними играют. Создается разновозрастное детское сообщество, в котором моделируется многомерный характер социальных отношений, существующих в действительности. Проходя подобную «школу», ребенок осваивает способы и формы взаимодействия, которые будет использовать в дальнейшем. Он учится ориентироваться в человеческих отношениях, понимать смысл и задачи человеческой деятельности.
В.С. Сухомлинский говорил, что у каждого ребенка в глубинах его души спрятаны серебряные колокольчики. Надо их отыскать, затронуть, чтобы они зазвенели добрым и веселым звоном, чтобы мир детей стал светлым и радостным. Одной из ниточек-веревочек, которая может заставить звенеть эти колокольчики, являются увлекательные дворовые игры.
Приложение
Дворовые игры для детей дошкольного возраста
ИГРЫ НА ЗНАКОМСТВО
«Снежный ком»
Вариант 1. Дети встают в круг. Один из них называет свое имя. Следующий ребенок называет имя первого, затем свое. Третий — имя первого, второго, свое. И т. д.
Вариант 2. Усложнение первого варианта игры. Вместе с именем детям предлагается изобразить свой любимый жест, назвать свой любимый напиток, личностное качество (например, начинающееся на первую букву имени), хобби и т. п.
«Великолепная Валерия»
Дети встают в круг. Первый ребенок называет свое имя и прилагательное, которым он может себя охарактеризовать и которое начинается с той же буквы, что и его имя. Например: Валерия Великолепная, Игорь Интересный и т. д. Второй участник повторяет сказанное первым, затем называет свои имя и прилагательное к нему. И т. д.
«Трям-здравствуй!»
Участникам предлагается за 1–3 мин поздороваться друг с другом. Задача — за отведенное время поздороваться за руку с максимальным числом игроков. При этом важно, чтобы рукопожатие было доброжелательным, и участники смотрели в глаза друг другу.
ИГРЫ С МЯЧОМ
«Черевички-стоп»
Количество участников — не менее 4. Игроки выстраиваются в одну линию или по кругу. Водящий кидает мяч вверх и называет имя одного из игроков. Тот, чье имя назвали, ловит мяч, остальные разбегаются в разные стороны. Мяч необходимо поймать как можно быстрее и сразу же крикнуть: «Черевички-стоп!». Все должны остановиться. Игрок с мячом выбирает любого из участников, до которого он должен добраться и дотронуться мячом. После этого он озвучивает, сколько шагов до него и какие он сделает, например: «До Славы пять гигантских шагов, девять муравьиных и один лягушачий». Добравшись до игрока, водящий бросает в него мяч. Если он заденет его — игрок становится водящим. Если он увернулся от мяча и поймал его, водящий остается прежним.
Виды шагов (в каждом дворе могут быть свои варианты):
• гигантские — максимально широкие;
• человеческие — обычные;
• муравьиные — пятка одной ноги ставится строго перед носком другой;
• утиные — шаги на корточках;
• лягушачьи — прыжки;
• верблюжьи — сначала нужно плюнуть, а потом дойти до плевка.
«Я знаю пять имен...»
Игроки по очереди берут мяч и бьют им о землю. При каждом ударе произносят: «Я знаю пять имен мальчиков: Вася — раз, Петя — два, Леша — три, Вова — четыре, Дима — пять». Закончив этот ряд слов, переходят к следующему: «Я знаю пять имен девочек... (названий городов, рек, озер, марок машин, животных, птиц, цветов и т. д.)». Если игрок ошибается, долго думает или «теряет» мяч, ход переходит к другому участнику. Когда мяч к нему возвращается, он продолжает с того места, на котором допустил ошибку.
«Десятки» с мячом
Количество игроков 2–3. Каждый участник по очереди должен выполнить следующие действия:
• ударить мячом об стенку и поймать его (один раз);
• ударить мячом об стенку с поворотом вокруг себя на 180 градусов и поймать (два раза);
• ударить мячом об стенку и поймать после отскока от земли (три раза);
• ударить мячом об стенку с поворотом вокруг себя на 180 градусов, после отскока об землю поймать (четыре раза);
• ударить мячом об стенку, хлопнуть в ладоши и поймать (пять раз);
• пропустить мяч под ногой, ударить об стенку, поймать (шесть раз);
• бросить мяч вверх, хлопнуть в ладоши и поймать (семь раз);
• бросить мяч вверх, руки сложить кольцом и пропустить мяч в «кольцо» (восемь раз);
• ударить мячом об стенку, хлопнуть руками по коленям и поймать его (девять раз);
• отбить мяч от земли (непрерывно — десять раз).
Если игрок ошибается на каком-либо этапе, мяч передается другому игроку. Игра продолжается с того этапа, на котором была сделана ошибка.
«Вышибалы»
Количество участников — чем больше, тем лучше.
Выбираются два игрока, они становятся друг против друга на определенном расстоянии. Между ними в линию становятся все остальные игроки, лицом к тому из них, кто держит в руках мяч. Задача игроков — выбить мячом всех участников в центре. При этом участники после каждого броска разбегаются в стороны, чтобы увернуться от мяча. Игра продолжается до тех пор, пока не будут «выбиты» все игроки. Но! Если кто-то из игроков поймает мяч в руки (при этом он не должен быть отбитым от земли), все участники снова возвращаются в игру.
«Картошка»
Как и в вышибалах — чем больше игроков, тем веселее.
Участники встают в круг и начинают перебрасывать друг другу мяч, как в волейболе. Если игрок не отбил мяч или удержал его в руках, он садится на корточки в центр круга (становится картошкой). Остальные продолжают играть до тех пор, пока не выявится победитель. Но! Любой из игроков может «выкопать» картошку — попав в сидящего в круге мячом. Участник, которого коснулся мяч, возвращается к игре. Если же тот, кто хотел выбить мячом сидевших в круге, промазал, он сам садится в круг. Сама «картошка» тоже может себя спасти, поймав летящий мяч (но из положения сидя). При этом все игроки, сидящие в центре, возвращаются к игре, а тот игрок, из рук которого был пойман мяч, занимает их место.
«Свечки»
Дети встают в круг, в центре — водящий. Он бросает мяч как можно выше над собой и громко называет имя одного из игроков. При этом остальные участники разбегаются врассыпную, стараясь убежать как можно дальше от центра круга. Тот, чье имя было названо, должен как можно быстрее поймать мяч и крикнуть: «Стоп!». Участники должны остановиться, а водящий — мячом попасть в ближайшего от него игрока. Если ему это удалось, игрок становится водящим.
Правила игры:
1. Водящий должен делать «свечку», бросая мяч как можно выше.
2. Ловить мяч можно после отскока от земли.
3. После слова «стоп» нельзя сходить с места.
ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ
«Светофор»
Рисуются две параллельные линии — это «дорога». Определяются боковые границы, дальше которых убегать нельзя. Все игроки встают на одной из сторон «дороги», водящий — в центре «дороги», спиной к ним. Он называет какой-нибудь цвет и быстро поворачивается. Тот, у кого названный цвет есть в одежде, показывает его и спокойно проходит через дорогу, остальные перебегают так, чтобы их не осалил водящий. Тот, кого водящий все же осалил, занимает его место.
«Зайчик»
Игроки встают в один ряд перед водящим. Каждый говорит по очереди:
Зайчик-зайчик, сколько время,
Я спешу на день рожденья,
А часы мои стоят,
Ничего не говорят.
В ответ водящий говорит, сколько шагов и каких надо пройти этому человеку (как в игре «Черевички-стоп»). Выигрывает тот из участников, кто оказался ближе всех к водящему.
КОМАНДНЫЕ ИГРЫ
«Поросята и котята»
Количество участников: от 6 человек. Игроки делятся на две команды — поросят и котят, после чего перемешиваются и закрывают глаза. По команде ведущего «Раз, два, три — начали!» поросята начинают хрюкать, котята мяукать. Задача участников — с закрытыми глазами как можно быстрее найти своих «соплеменников» и при этом не подглядывать.
«Клубочек» (или «Путаница»)
Количество участников — не менее 10.
Считалкой выбирают водящего — «бабку». «Бабка» становится спиной к игрокам на расстоянии 2–3 м. Игроки, в свою очередь, образуют круг, крепко взявшись за руки. Их задача — запутаться так, чтобы «бабке» было трудно их распутать. Можно пролезать под рукой, перешагивать через сцепленные руки и т. д. Как только игроки запутаются, они кричат: «Бабка, бабка, распутай нитки!» После этих слов «бабка» поворачивается и идет «распутывать» участников.
Правило игры: руки расцеплять нельзя.
«Невод»
Игра проводится на ограниченной площадке, за пределы которой выходить нельзя. Два игрока — водящие (если участников много, то может быть трое). Водящие — невод, остальные игроки — рыбки. Задача «невода» — наловить как можно больше рыбы.
Игроки бегают по площадке, водящие, взявшись за руки, ловят их (окружают). Если «рыба» попалась, то она сама становится частью невода, т. е. он увеличивается на одного игрока. «Рыбы» не могут рвать невод (расцеплять руки водящих), чтобы проскочить.
Выигрывает тот, кто дольше всех смог продержаться и не попасть в невод.
«Змейка»
Количество участников — чем больше, тем лучше.
Игроки выстраиваются в колонну по одному, взяв друг друга за талию. Водящий — первый игрок колонны. Его задача — осалить последнего игрока («хвост»).
Первый игрок бежит за «хвостом», участники за ним. Получается следующее: чем быстрее «голова» бежит, тем быстрее удаляется от нее «хвост». Поэтому нужно найти удобный момент, когда хвост находится на более близком расстоянии, и осалить его. Осаленный игрок становится перед ведущим, и теперь он ловит хвост колонны.
«Чай-выручай»
Среди игроков выбирается «ловишка». Его задача — «пятнать» убегающих. Участники, которых осалил «ловишка», вытягивают руки в стороны и кричат: «Чай, чай, выручай». Задача остальных игроков — освободить их (для этого нужно дотронуться до руки осаленного) и при этом самим не попасться «ловишке».
Правила игры:
1. «Осаленному» нельзя сходить с места.
2. «Ловишка» меняется через 3–5 мин.
«Три-пятнадцать»
Количество участников — 6–7.
Дети становятся в круг, выставляют вперед (в центр круга) одну ногу и произносят хором: «Три-пятнадцать!» — после чего отпрыгивают назад. Далее один из игроков начинает прыгать в сторону стоящего рядом участника, стараясь при этом наступить ему на ногу. В свою очередь этот участник отпрыгивает назад, также стараясь наступить на ногу стоящему рядом. Если ему это удается, сосед выходит из игры. Игра продолжается, пока не останется один человек. Он и будет победителем.
Правило игры: наступать на ногу надо аккуратно, только обозначая движение.
ИГРЫ НА СКАМЕЙКЕ
«Колечко»
Игроки устраиваются на скамейке, выставляют руки вперед, сложив ладошки «лодочкой». Водящий, зажимая между своими ладонями колечко (или любой другой предмет небольшого размера — камешек, бусинку и т. п.), проходит через весь ряд игроков, вкладывая свои ладони в ладони игроков. Одному из них он незаметно должен положить колечко. Тот, кому досталось колечко, не должен себя выдавать. После того как водящий обошел всех игроков, он произносит: «Колечко, колечко, выйди на крылечко!». Задача игрока — как можно быстрее соскочить со скамейки, при этом остальные участники должны его удержать. Если им это не удалось, игрок с колечком становится водящим.
«Съедобное-несъедобное»
Участники устраиваются на скамейке, напротив — водящий с мячом. Он называет предмет и одновременно бросает мяч первому игроку. Если названный предмет «несъедобный», игрок должен отбить мяч, если «съедобный» — поймать мяч.
«Испорченный телефон»
Участники садятся в ряд на скамейку. Первый игрок шепчет на ухо рядом сидящему соседу любое слово (существительное), но произносит его быстро и не слишком разборчиво. Второй таким же образом передает услышанное третьему. Третий четвертому — и так до последнего игрока. Последний игрок называет дошедшее до него слово, а первый игрок — оригинал.
«Испорченный телефон — 2»
Участники садятся в ряд на скамейку. Первым сидит ведущий. Он придумывает любую фразу и тихо говорит ее на ухо своему соседу. Тот передает услышанное следующему игроку и т. д. В конце ведущий подходит к последнему игроку и спрашивает, какую фразу ему передали. Тот громко повторяет то, что он услышал.
Почти всегда с первой фразой происходят странные метаморфозы. Например, ведущий произнес: «Я взял козу и крикнул “беги”». А дойдя до последнего игрока, она превращается в «Я съел косу у реки».
Чтобы узнать, кто исказил фразу водящего, каждый участник повторяет то, что он услышал. Первый игрок, который переврал смысл фразы, садится в конец ряда, на его место садится ведущий. Бывает так, что фраза доходит до конца без искажений. Тогда ведущим остается прежний игрок.
Правило игры: переспрашивать нельзя.
«Монах и краски»
Из игроков выбирают «продавца» и «покупателя», остальные участники — «краски». Каждая «краска» загадывает свой цвет на ухо «продавцу», он запоминает и в то же время следит за тем, чтобы цвета не повторялись. Когда все рассядутся, подходит «покупатель» (монах), и происходит следующий диалог:
— Тук-тук.
— Кто там?
— Я монах в красных штанах, синей рубахе, приехал на собаке.
— Зачем пришел?
— За краской.
— За какой?
«Монах-покупатель» называет цвет. Если такого цвета нет, «продавец» говорит: «Такой краски нет, скачи по дорожке на одной ножке». «Монах-покупатель» должен пропрыгать вокруг скамейки, вернуться и снова попытаться заказать краску.
Если краска угадана, «продавец» называет цену (до 10). Пока тот «монах» платит — хлопает по ладони «продавца», «краска» убегает. «Монах» должен поймать «краску». Если поймал, садится на скамейку к «краскам», а «краска» становится монахом. Если не поймал, игра продолжается с теми же персонажами.
Другой вариант игры — игра «Маляр и краски».
«Маляр и краски»
Перед началом игры выбирают «маляра» и «хозяйку красок». Остальные дети становятся «красками». Каждый ребенок выбирает себе цвет, но так, чтобы «маляр» не услышал его названия. «Маляр» приходит в магазин и, обращаясь к «хозяйке», говорит:
— Я маляр в синих штанах. На коленке латка, во рту шоколадка. Пришел за краской. Разрешите взять?
«Хозяйка» отвечает:
— У меня красок много, какую тебе?
«Маляр» называет цвет краски. Если такого цвета нет, «хозяйка» говорит: «Иди по голубой дорожке на одной ножке», — и назначает число прыжков.
Если названный цвет есть, то эта «краска» должна вскочить с места и успеть добежать до противоположного конца площадки, где можно будет укрыться за линией. Если «маляр» не успел ее осалить или поймать, то диалог начинается снова.
«Маляр» должен насобирать не менее пяти «красок». Затем выбирают новых «хозяйку» и «маляра», а «краскам» присваивают новые имена.
Правила игры:
1. «Маляр» не имеет права ловить «краску», когда она только поднимается со скамейки.
2. Названия красок не должны повторяться.
«Летел лебедь...»
Количество участников — от 3 человек.
Дети становятся в круг и соединяют руки следующим образом: ладонь правой руки игрок кладет поверх левой руки своего соседа.

Игроки начинают по очереди по одному слову произносить считалочку и одновременно хлопать руками (правой рукой по ладони соседа слева):
Летел лебедь по синему небу.
Читал газету под номером... — игрок произносит цифру. Дети продолжают хлопать и считать (одна цифра — один хлопок). Тот игрок, которому выпадает назвать загаданную цифру, должен сильнее хлопнуть по руке соседа, а задача того — вовремя (не раньше!) отдернуть руку. Выбывает тот, кто ошибся. Игра длится до тех пор, пока не определится победитель — самый ловкий из участников.

 

Подготовила педагог – психолог МБДОУ №314
Чеботарева Римма Александровна

 

Уважаемые родители, мы начинаем цикл консультаций под общим названием «трудный ребенок», сегодня мы познакомимся с понятием СДВГ, его основными проявлениями, причинами и самое главное узнаем, как же взаимодействовать с гиперактивными детками, чтобы ребенок перестал быть «трудным».

Трудный ребенок: синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ).Основные проявления, причины, рекомендации родителям.
Высокая двигательная активность, неустойчивость внимания, импульсивность являются характеристикой нормального развития ребёнка – дошкольника. А потребность в движении в нём заложена самой природой, но существует группа детей, у которых эта потребность достигает патологического уровня. Таких детей называют гиперактивными, т.е. сверх подвижными.
Гиперактивность, как одно из патологических проявлений является частью целого комплекса нарушений, которые составляют «синдром дефицита внимания с гиперактивностью» (СДВГ), включающий нарушение системы эмоциональной регуляции.
Основными проявлениями СДВГ считают гиперактивность, дефицит внимания и импульсивность.


Синдром дефицита внимания был впервые описан в 1902 году, а первый отчёт о медикаментозной терапии психостимулирующими препаратами был опубликован в 1937 году. Поначалу, из-за ярко выраженных неврологических признаков нарушение получило название ММП – минимальные мозговые повреждения. Позднее, когда не было выявлено анатомических повреждений мозга, его переименовали в ММД – минимальные мозговые дисфункции. С 1980 года название синдрома основывается на DSM – международной психиатрической классификации.
А.Д.Гонеев выделяет комплекс клинических проявлений дефицита внимания у детей:
- беспокойные движения в стопах и кистях
- неумение сидеть на одном месте
- легкая отвлекаемость на посторонние раздражители
- нетерпеливость
- неумение доводить начатое до конца
- очень быстрая переключаемость с одного дела на другое.
- болтливость
- неумение играть, разговаривать тихо и спокойно
- отсутствие прогнозировать последствия своих действий
- спонтанность и необдуманность действий
- суетливость
- несформированность праксиса и мелкой моторики
- малая продолжительность сна и трудности при засыпании.
Более или менее отчётливым становятся проявления СДВГ к 3-4 годам, но уже в раннем детстве такие малыши выделяются среди свеостников высокой чувствительностью к внешним раздражителям, повышенным мышечным тонусом, плохим сном и расторможенностью во время бодрствования.
Настроение гиперактивных детей неустойчиво, наблюдается вспыльчивость, агрессивность, что часто приводит к конфликтам с окружающими. Большие трудности ребёнок испытывает в коллективе сверстников, которые отказываются общаться с ним, мотивируя это его драчливостью и неумением играть.
Взрослые характеризуют таких детей, как недисциплинированных и неуправляемых. В детском саду они постоянно нарушают дисциплину, являясь источником угрозы как для себя, так и для других детей в следствии моторной неловкости и неумением прогнозировать последствия своих поступков.
Интересы гиперактивных детей, как и эмоции, поверхностны. Их трудно увлечь чем – либо. Они скорее любопытны, чем любознательны. Кроме дефицита внимания для детей с СДВГ характерны повышенная утомляемость, нарушения памяти, и низкая умственная работоспособность.
Необычность поведения детей с СДВГ не является результатом дурного характера, упрямства, или невоспитанности, как думают многие взрослые. Можно утверждать, что это – специфическая особенность психики, обусловленная, как физиологическими(нарушение деятельности отдельных структур мозга, патология беременности, родов, инфекции и интоксикации в первые годы жизни), так и психосоциальными факторами.


  • НЕВНИМАТЕЛЬНОСТЬ

  • 1. Часто неспособен удерживать внимание на деталях; из-за небрежности, легкомыслия допускает ошибки в школьных заданиях, в выполняемой работе и других видах деятельности.
    2. Обычно с трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр.
    3. Часто складывается впечатление, что ребенок не слушает обращённую к нему речь.
    4. Часто оказывается не в состоянии придерживаться предлагаемых инструкций и справиться до конца с выполнением уроков, домашней работы или обязанностей на рабочем месте (что никак не связано с негативным или протестным поведением, неспособностью понять задание).
    5. Часто испытывает сложности в организации самостоятельного выполнения заданий и других видов деятельности.
    6. Обычно избегает вовлечения в выполнение заданий, которые требуют длительного сохранения умственного напряжения (например, школьных заданий, домашней работы).
    7. Часто теряет вещи, необходимые в школе и дома (например, игрушки, школьные принадлежности, карандаши, книги, рабочие инструменты).
    8. Легко отвлекается на посторонние стимулы.
    9. Часто проявляет забывчивость в повседневных ситуациях.

  • ГИПЕРАКТИВНОСТЬ

  • 10. Часто наблюдаются беспокойные движения в кистях и стопах; сидя на стуле, крутится, вертится.
    11. Часто встаёт со своего места в классе во время уроков или в других ситуациях, когда нужно оставаться на месте.
    12. Часто проявляет бесцельную двигательную активность: бегает, крутится, пытается куда-то залезть, причем в таких ситуациях, когда это неприемлемо.
    13. Обычно не может тихо, спокойно играть или заниматься чем-либо на досуге.
    14. Часто находится в постоянном движении и ведет себя так, «как будто к нему прикрепили мотор».
    15. Часто бывает болтливым.

  • ИМПУЛЬСИВНОСТЬ

  • 7. Часто отвечает на вопросы не задумываясь, не выслушав их до конца.
    8. Обычно с трудом дожидается своей очереди в различных ситуациях.
    9. Часто мешает другим, пристает к окружающим (например, вмешивается в беседы или игры).

 

Рекомендации родителям.

В целом приемы модификации поведения детей с гиперактивностью можно свести к следующим:
• В своих отношениях с ребёнком придерживайтесь "позитивной модели". Подчёркивайте его успехи и поощряйте его усилия, особенно во всех видах деятельности, требующих концентрации внимания, даже если результаты далеки от совершенства. Это укрепляет уверенность ребёнка в собственных силах и повышает его самооценку. Поощрение желательного поведения может быть не только словесным, но и материально ощутимым: можно поощрять ребёнка наклейками, вырезанными из бумаги звёздочками, нарисованными смеющимися мордочками и т.п., а при наборе определённого их количества – вознаграждать.
• Старайтесь реже говорить "нет" и "нельзя" – лучше попробуйте переключить его внимание.
• Разговаривайте с ребёнком всегда сдержанно, спокойно, мягко.
• Давайте ребёнку только одно задание на определенный отрезок времени, чтобы он мог его завершить.
• Не давайте ребёнку длинных указаний и не читайте долгих нотаций – он вас просто не выслушает до конца.
• Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию.
• Поддерживайте дома четкий распорядок дня.
• Избегайте, по возможности, скопления людей. Пребывание в оживлённых местах оказывает на такого ребёнка чрезмерно возбуждающее воздействие.
• Во время игр ограничивайте ребёнка одним партнером. Избегайте беспокойных, шумных приятелей.
• Оберегайте ребёнка от утомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.
• Невозможно и не следует подавлять повышенную двигательную активность – направьте её в нужное русло. Полезны ежедневная физическая активность на свежем воздухе, длительные прогулки, бег, спортивные занятия, игры, особенно такие, которые одновременно развивают внимание (например, физические упражнения, когда вы показываете одно, а говорите другое, и ребёнок должен следовать только указаниям).
• Поощряйте сильные стороны ребенка. Помогите ребенку стать знатоком и виртуозом в каком-либо деле (музыка, шахматы и т.д.), которое ему интересно и лучше даётся. Любые знания, умения и увлечения поднимут его самооценку и рейтинг в глазах других детей.
• Больше играйте с ребёнком: через эту самую близкую и понятную ему деятельность вы многому сможете его научить.
• Работайте в постоянном контакте с педагогом.
• Разберитесь в своих чувствах. Столкнувшись впервые с учебными проблемами своего ребёнка, родители обычно испытывают целую гамму противоречивых чувств: недоверие, разочарование, чувство вины, ощущение несправедливости. Справиться со своими эмоциями - ваша первая задача.
• Прочтите всё, что можете достать о той проблеме, с которой вы столкнулись. Поговорите со специалистами. Проблема возникла не вчера, по ней уже накоплено достаточно наблюдений, выводов и методик. Ознакомьтесь с ними и выберите то, что наиболее подходит для вас и вашего ребёнка.
Конечно, не следует воспринимать эти советы как универсальный рецепт для всех. Каждый ребёнок своеобразен. Это лишь общая схема. А конкретные советы надо получить у профессионального невропатолога или психоневролога.

 

 

Педагог - психолог             Чеботарева Римма Александровна  

КОНСУЛЬТАЦИЯ ПСИХОЛОГА

ВЛИЯНИЕ РОДИТЕЛЬСКИХ УСТАНОВОК НА РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ

Душевная жизнь человека чрезвычайно сложна, т.к. психика состоит из двух взаимоопределяющих составных: осознаваемое и несознаваемое - сознание и подсознание.

В неосознаваемой сфере очень важное значение имеет фиксированное отношение к себе, к другим и к жизни в целом. Определяют это установки и психологическая защита. Родителям особенно важно понять, какую роль в эмоционально-личностном развитии ребёнка играют родительские установки. Бесспорно, родители -  самые значимые и любимые для ребёнка люди. Авторитет, особенно на самых ранних этапах психоэмоционального развития, непререкаем и абсолютен. Вера в непогрешимость, правоту и справедливость родителей у ребёнка непоколебима: "Мама сказала….", "Папа велел…" и т.д.

В отличие от сформировавшейся личности, ребёнок 3-5 лет не владеет психологическими защитными механизмами, не способен руководствоваться осознанными мотивами и желаниями. Родителям стоит осторожно и внимательно относиться к своим словесным обращениям к ребёнку, оценкам поступков ребёнка, избегать установок, которые впоследствии могут отрицательно проявиться в поведении ребёнка, делая его жизнь стереотипной и эмоционально ограниченной.

Установки возникают повседневно. Они случайны, слабы, другие принципиальны, постоянны и сильны, формируются с раннего детства, и, чем раньше они усвоены, тем сильнее их действие. Раз возникнув, установка не исчезает и в благоприятный  для неё момент жизни ребёнка воздействует на его поведения и чувства. Оружием против негативной установки может стать только контрустановка, причём постоянно подкрепляемая положительными проявлениями со стороны родителей и окружающих. Например, контрустановка "Ты всё можешь" победит установку "Неумеха, ничего у тебя не получается", но только в том случае, если ребёнок будет действительно получать подтверждение своим способностям в реальной деятельности (рисование, лепка, пение и т.д.).

Несомненно, большая часть родительских установок положительна и способствует благоприятному развитию личного пути ребёнка. А раз они помогают и не мешают, то и осознавать их не обязательно. Это своеобразные инструменты психологической защиты, помогающие ребёнку сохранить себя и выжить в окружающем мире. Примером исторически сложившихся и передаваемых из поколения в поколение положительных установок, охраняющих человека, являются пословицы и поговорки, сказки и басни с мудрым адаптационным смыслом, где добро побеждает зло, где важны стойкость, вера в себя и свои силы.

Ниже приведена таблица наиболее часто встречающихся негативных родительских установок. Обратите внимание на те последствия, которые они могут иметь для личности ребенка, и научитесь выдвигать контрустановки. Вспомните, не слышали ли вы нечто похожее от своих родителей? Не стали ли некоторые из них тормозящими указателями на вашем жизненном пути?

Проанализируйте, какие директивы, оценки и установки вы даёте своим детям. Сделайте так, чтобы негативных было очень мало, научитесь трансформировать их в позитивные, развивающие в ребёнке веру в себя, богатство и яркость эмоционального мира.

НЕГАТИВНЫЕ УСТАНОВКИПОЗИТИВНЫЕ УСТАНОВКИ
Сказав так:подумайте о последствияхи вовремя исправьтесь
"Не будешь слушаться, с тобой никто дружить не будет…".Замкнутость, отчуждённость, угодливость, безынициативность, подчиняемость, приверженность стереотипному поведению."Будь собой, у каждого  в жизни будут друзья!".
"Горе ты моё!"Чувство вины, низкая самооценка, враждебное отношение к окружающим, отчуждение, конфликты с родителями."Счастье ты моё, радость моя!"
"Плакса-Вакса, нытик, пискля!"Сдерживание эмоций, внутренняя озлобленность, тревожность, глубокое переживание даже незначительных проблем, страхи, повышенное эмоциональное напряжение."Поплачь, будет легче…".
"Вот дурашка, всё готов раздать…".Низкая самооценка, жадность, накопительство, трудности в общении со сверстниками, эгоизм."Молодец, что делишься с другими!".
"Не твоего ума дело!".Низкая самооценка, задержки в психическом развитии, отсутствие своего мнения, робость, отчуждённость, конфликты с родителями."А ты как думаешь?".
"Ты совсем, как твой папа (мама)…".Трудности в общении с родителями, идентификация с родительским поведением, неадекватная самооценка, упрямство, повторение поведения родителя"Папа у нас замечательный человек!" "Мама у нас умница!".
"Ничего не умеешь делать, неумейка!".Неуверенность в своих силах, низкая самооценка, страхи, задержки психического развития, безынициативность, низкая мотивация к достижению."Попробуй ещё, у тебя обязательно получится!".
"Не кричи так, оглохнешь!"Скрытая агрессивность, повышенное психоэмоциональное напряжение, болезни горла и ушей, конфликтность."Скажи мне на ушко, давай пошепчемся…!".
"Неряха, грязнуля!".Чувство вины, страхи, рассеянность, невнимание к себе и своей внешности, неразборчивость в выборе друзей."Как приятно на тебя смотреть, когда ты чист и аккуратен!"
"Противная девчонка, все они капризули!" (мальчику о девочке). "Негодник, все мальчики забияки и драчуны!" (девочке о мальчике).Нарушения в психосексуальном развитии, осложнения в межполовом общении, трудности в выборе друга противоположного пола."Все люди равны, но в то же время ни один не похож на другого".
"Ты плохой, обижаешь маму, я уйду от тебя к другому ребёнку!".Чувство вины, страхи, тревожность, ощущение одиночества, нарушение сна, отчуждение от родителей, "уход" в себя или "уход" от родителей."Я никогда тебя не оставлю, ты самый любимый!".
"Жизнь очень трудна: вырастешь - узнаешь…!"Недоверчивость, трусость, безволие, покорность судьбе, неумение преодолевать препятствия, склонность к несчастным  случаям, подозрительность, пессимизм."Жизнь интересна и прекрасна! Всё будет хорошо!".
"Уйди с глаз моих, встань в угол!"Нарушения взаимоотношений с родителями, "уход" от них, скрытность, недоверие, озлобленность, агрессивность."Иди ко мне, давай во всём разберёмся вместе!"

                                                                                        Подготовила педагог – психолог МБДОУ № 314

Чеботарева Р.А.

8(961)311-98-84

 

 

КОМНАТА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РАЗГРУЗКИ

 

ТАЙНОЕ ОБЩЕСТВО ПОБЕДИТЕЛЕЙ СТРАХА

 

Психологическое сопровождение процесса адаптации детей раннего возраста к ДОУ


Адаптационный период серьезное испытание для малышей раннего возраста: из знакомой семейной обстановки он попадает в новые для него условия, что неизбежно влечет изменение поведенческих реакций ребенка, расстройство сна и аппетита. В возрасте 1-3 лет ребенок имеет ряд специфических возрастных возможностей. Этот период характеризуется обостренной чувствительностью к разлуке с матерью и страхом новизны. Поступление в детский сад часто вызывает у ребенка стресс. Это обусловлено тем, что в корне меняется не только режим дня, привычный с рождения, но и окружающая ребенка среда, появляется большое количество незнакомых людей. Приспособление организма к новым условиям социального существования, новому режиму сопровождается изменением поведенческих реакций ребенка, расстройством сна, аппетита. Семья ребенка также требует какое-то время для того, чтобы приспособиться к новым жизненным обстоятельствам.

Рекомендации родителям,  на период когда ребенок начал
впервые посещать детский сад

      Привести домашний режим в соответствие с режимом группы;

       Познакомиться с меню дошкольного учреждения и ввести в рацион питания малыша новые для него блюда;

      Расширять ориентировку ребенка в ближайшем окружении: посещать детские площадки, ходить в гости к товарищу по играм в песочнице, оставаться ночевать у бабушки и т. п.;

      По возможности приучать ребенка к самостоятельности при самообслуживании;

      Отправить ребенка в детский сад лишь при условии, что он здоров;

       Не отдавать ребенка в разгаре кризиса трех лет;

       Как можно раньше познакомить малыша с детьми в детском саду и с воспитателями группы, куда он скоро придет;

      Стараться отдать его в группу, где у ребенка есть знакомые ровесники, с которыми он раньше играл дома или во дворе;

       Настроить малыша как можно положительнее к его поступлению в детский сад;

      Не угрожать ребенку детским садом как наказанием за непослушание;

       Не нервничать и не показывать свою тревогу накануне поступления ребенка в детский сад;

      Планировать свой отпуск так, чтобы в первый месяц посещения ребенком нового коллектива у вас была бы возможность оставлять его там не на целый день;

      Все время объяснять ребенку, что он для вас, как прежде, дорог и любим.

      Настраивать ребенка на мажорный лад, внушать ему, что это очень здорово, что он дорос до детского сада и стал таким большим;

      Не оставлять его в дошкольном коллективе на целый день, как можно раньше забирать детей домой;

       Создать спокойный, бесконфликтный климат для него в семье;

       Щадить его ослабленную нервную систему;

       Не увеличивать, а уменьшать нагрузку на его нервную систему. На время прекратить походы в театр, в цирк, в гости. Намного сократить просмотр телевизионных передач;

       Как можно раньше сообщить врачу и воспитателям о личностных особенностях малыша;

       Создавать в выходные дни дома для него режим такой же, как и в детском учреждении;

       Не наказывать ребенка за детские капризы;

       Будьте внимательны к ребенку, заботливы и терпеливы.
Как не надо:
- отрицательно отзываться об учреждении, его специалистах;
- не обращать внимания на видимые отклонения в поведении ребенка;
- препятствовать контактам с другими детьми;
- увеличивать нагрузку на нервную систему;
- одевать ребенка не по сезону;
- конфликтовать дома, наказывать ребенка за капризы.


Последнее изменение Понедельник, 05 Июнь 2017 12:39